Министерство труда и социальной защиты Тульской области

официальный сайт
Перейти на другой сайт ОИВ

Сервисы

материалов: 30

Как можно заняться предпринимательством через центр занятости населения?

Показать ответ

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» органами занятости населения безработным гражданам оказывается государственная услуга по содействию их самозанятости. Предусмотрено оказание финансовой помощи безработным гражданам, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов занятости, зарегистрировавшим предпринимательскую деятельность, а также финансовой помощи на подготовку документов при государственной регистрации предпринимательской деятельности в пределах выделенных центрам занятости населения лимитов бюджетных обязательств. Для получения консультации по вопросу создания собственного дела при содействии органов занятости населения Вы можете обратиться в центр занятости населения по месту Вашей регистрации.

Я зарегистрирована в г. Щекино, хотя проживаю и ищу работу в г. Туле. Могу ли я обратится в центр занятости г. Тулы для поиска работы?

Показать ответ

В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» такие гарантии, как предоставление бесплатной консультации, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства.

Что касается права на получение пособия по безработице, то в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

В соответствии с законодательством, местом жительства гражданина является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение. Регистрация граждан по месту жительства подтверждается соответствующей отметкой в паспорте гражданина. Гражданам, регистрация которых производится по другим документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания. Регистрация по месту пребывания не является регистрацией по месту жительства.

Таким образом, для признания Вас в качестве безработной, а так же для получения пособия по безработице, Вам необходимо обратиться в центр занятости населения г. Щекино.

Услуги по поиску подходящей работы можно получать в любом центре занятости населения без получения статуса безработного.

Если увольняют по соглашению сторон, то каков размер пособия по безработице? И как рассчитывается пособие по безработице, беременным, если также было увольнение по соглашению сторон?

Показать ответ

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не устанавливает различий для определения размера пособия по безработице в зависимости от оснований увольнения гражданина с последнего места работы, за исключением увольнения за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ст. 30).

Беременным женщинам, состоящим на учете в качестве безработных в органах занятости населения, размер пособия по безработице определяется на тех же основаниях, что и любым другим безработным гражданам.

У меня есть информация, что человек работает неофициально, но в то же время стоит на учете как безработный, и к тому же его взяли без трудовой книжки, как быть?

Показать ответ

В соответствии со статьями 2, 3  Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» указаны случаи, когда граждане считаются занятыми и не имеют право быть признаны безработными.

Если Вы располагаете информацией о том, что кто-либо незаконно состоит на учете в качестве безработного и получает пособие по безработице в органах службы занятости, Вы можете обратиться в правоохранительные органы с заявлением о правонарушении.


Как рассчитывается пособие по безработице?

Показать ответ

1. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

в первом (12-месячном) периоде выплаты:

в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице;

во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

2. Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные   действия,   предусмотренные   законодательством   Российской   Федерации; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и  имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26  календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице;

во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице.

3. На   2017 год   Правительством   Российской   Федерации   установлен   размер минимальной величины пособия по безработице - 850 рублей и максимальной величины пособия по безработице - 4900 рублей.

Могу ли я пройти профобучение, если имею профессиональное образование и не числюсь в службе занятости населения? Если можно пройти, то, какие документы необходимы?

Показать ответ

В соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» право на бесплатное получение услуг по профессиональному обучению по направлению органов службы занятости имеют только безработные граждане.

Пройти обучение на курсах по направлению центра занятости населения могут безработные граждане, состоящие на учете в центре занятости населения, которые не имеют профессии; которым невозможно подобрать  подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации; которым необходимо изменить профессию в связи с отсутствием работы, отвечающей  имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; а также в случаях, когда гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии. 

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

По соглашению сторон на предприятии увольняются 50% работников. Скажите должно ли предприятие уведомлять центр занятости населения о высвобождении сотрудников, учитывая, что увольнение происходит по соглашению сторон?

Показать ответ

Согласно п. 2 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников,- не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

В Вашем случае речь ни о сокращении, ни о ликвидации не идет, поэтому в обязанности работодателя не входит уведомление  центра занятости населения об увольнении работников. Но в любом случае, увольнение по соглашению сторон подразумевает согласие с этим, как работодателя, так и работника. Если  Вы не хотите быть уволены из организации, и инициатива для увольнения 50% коллектива исходит только от работодателя, то Вы не обязаны соглашаться на увольнение с такой формулировкой. В данном случае работодатель обязан уволить Вас по сокращению численности или штата, со всеми положенными по Трудового Кодекса Российской Федерации выплатами и гарантиями (ст. 180).

Какую ответственность несет работодатель за невыплату заработной платы в срок?

Показать ответ

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Невыплата заработной платы рассматривается как нарушение прав работников независимо от причин, ее повлекших. Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители, допустившие задержку выплаты заработной платы, несут материальную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Материальная ответственность работодателя

В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Дисциплинарная ответственность работодателя

Основание и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников установлены статьей 195 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. Если факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Административная ответственность работодателя

За нарушения трудового законодательства должностные лица несут ответственность согласно статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Часть 6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.

Часть 7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.

Уголовная ответственность

Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

Часть 1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Часть 2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Часть 3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 статьи 145.1 УК РФ, если они повлекли тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Если работодатель неплатежеспособен

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в процедурах банкротства.

В соответствии со статьей 3 Закона № 127-ФЗ юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате заработной платы (выходных пособий), исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В соответствии со статьей 9 Закона № 127-ФЗ руководитель организации-должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплатам в пользу работников. Такое заявление должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Что делать, если работодатель не выплачивает заработную плату в срок?

Показать ответ

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором (часть 4 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации).

Невыплата заработной платы рассматривается как нарушение прав работников независимо от причин, ее повлекших. Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители, допустившие задержку выплаты заработной платы, несут материальную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Материальная ответственность работодателя

В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Досудебное решение проблемы

В порядке досудебного урегулирования спора с целью восстановления нарушенного права работник имеет право обратиться:

-к работодателю;

-в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии у работодателя);

В соответствии со статьей 382 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем (статья 385 ТК РФ).

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу (статья 386 ТК РФ).

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника (статья 387 ТК РФ).

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения (статья 388 ТК РФ).

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение, выданное комиссией по трудовым спорам, не позднее трехмесячного срока со дня его получения предъявляется судебным приставам (Управление Федеральной службы судебных приставов по Тульской области, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1, тел. 35-56-45, 35-77-25, е-mail:  mail@r71.fssprus.ru). Пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке (статья 389 ТК РФ).

-в профсоюзную организацию;

Согласно статье 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Тульский областной союз организаций профсоюзов «Тульская Федерация профсоюзов) (300000, г. Тула, пр. Ленина, 46, тел. 36-49-05, e-mail: tula_prof@mail.ru);

-в Государственную инспекцию труда в Тульской области (г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 62), тел. 35-99-85, е-mail: insp@tula.net).

Согласно статье 360 ТК РФ основанием для проведения государственными инспекторами труда внеплановых проверок, в частности, являются обращения (заявления) граждан, содержащие сведения о фактах невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику;

-в прокуратуру по месту нахождения работодателя (www.prokuror-tula.ru/structure/prosecutors);

-в Прокуратуру Тульской области (г. Тула, пр. Ленина, д.55), тел. 36-43-07, е-mail: delopro@prokuror-tula.ru);

-в администрацию муниципального образования, на территории которого работодатель осуществляет деятельность (www.tularegion.ru/governance/localgovernment/websites);

-в министерство труда и социальной защиты Тульской области (300041, г. Тула, ул. Пушкинская, д. 29, тел. (4872) 24-52-61, E-mail: mintrud@tularegion.ru).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запросов о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего обращение.

Самозащита работниками своих прав

Кроме того, в порядке самозащиты при задержке заработной платы на срок более 15 дней работник может воспользоваться правом, предусмотренным частью 2 статьи 142 ТК РФ, приостановить работу до момента ее выплаты. Об этом он должен письменно известить работодателя.

В период приостановления работы работник вправе отсутствовать на рабочем месте (часть 3 статьи 142 ТК РФ).

Не допускается приостановление работы (часть 2 статьи 142 ТК РФ):

в периоды введения военного и чрезвычайного положения;

в военных органах и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

государственным служащим;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работником, связанным с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

За работником на период приостановления работы в связи с задержкой выплаты ему заработной платы на срок более 15 дней сохраняется средний заработок (часть 4 статьи 142 ТК РФ ТК РФ).

Работник, отсутствовавший на рабочем месте в период приостановления работы, обязан приступить к работе не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника (часть 5 статьи 142 ТК РФ).

Взыскание задолженности по заработной плате через суд

Статьей 352 ТК РФ установлены способы защиты трудовых трав и свобод работниками, в том числе судебная защита.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права (статья 391 ТК РФ).

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Про пропуске указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом (статья 392 ТК РФ).

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (статья 393 ТК РФ).

Согласно статье 28 и части 6.3 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о восстановлении трудовых прав к организации могут предъявляться в суд по месту нахождения организации либо по месту жительства истца (работника).

Тульский областной суд (г. Тула, пр. Ленина, д. 45), тел. 36-37-16, 31-27-79, е-mail: oblsud.tula@sudrf.ru).

Взыскание задолженности по заработной плате после признания работодателя банкротом

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в процедурах банкротства.

В соответствии со статьей 3 Закона № 127-ФЗ юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате заработной платы (выходных пособий), исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В соответствии со статьей 9 Закона № 127-ФЗ руководитель организации-должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплатам в пользу работников. Такое заявление должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Согласно статьям 6-7 Закона № 127-ФЗ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают также работники и бывшие работники, перед которыми имеется задолженность по заработной плате и другим выплатам, в случае наличия требований к организации на общую сумму 300 тыс. рублей и более. Право на обращение в арбитражный суд возникает у работника, бывшего работника должника с даты вступления в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств.

В соответствии со статьей 35 Закона № 127-ФЗ в арбитражном процессе по делу о банкротстве наряду с другими лицами участвует представитель работников должника – лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве. Представитель работников избирается собранием работников в порядке, предусмотренном статьей 12.1 Закона № 127-ФЗ.

Требования работников по выплате заработной платы и выходных пособий включаются в реестр в состав второй очереди после требований кредиторов первой очереди (граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсации морального вреда) и требований кредиторов по текущим платежам, которые должны погашаться из денежных средств должника вне очереди (к текущим требованиям относятся денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом).

Арбитражный суд Тульской области (300600, г. Тула, ул. Советская, д. 112, тел. 36-78-82).

Что делать, если работодатель выплачивает заработную плату ниже уровня, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области?

Показать ответ

В соответствии с частью 1 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть 2 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (часть 3 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствии с частью 7 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в Тульской области таким органом является министерство труда и социальной защиты Тульской области) предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения.

Согласно части 8 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В соответствии с частью 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует (распространено), не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

В случае выплаты работодателем заработной платы ниже уровня, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области, работник вправе обратиться с личным заявлением в Государственную инспекцию труда в Тульской области (300012, г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 62, тел. (4872) 35-99-85) и органы прокуратуры (www.prokuror-tula.ru/structure/prosecutors) для проведения проверки и применения к работодателю мер воздействия.

Согласно статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда», вступающей в силу с 03.10.2016) основанием для проведения государственными инспекторами труда внеплановых проверок, в частности, являются обращения (заявления) граждан, содержащие сведения об установлении заработной платы в размере менее, чем предусмотрено трудовым законодательством.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с выплатой работодателем заработной платы ниже уровня, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области, работник также вправе обратиться с заявлением в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

При этом согласно статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 272-ФЗ, вступающей в силу с 03.10.2016) иск по трудовым спорам может быть подан в суд как по месту регистрации работодателя, так и по месту жительства работника.

О фактах выплаты работодателем заработной платы ниже уровня, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области, работник вправе сообщить в администрацию муниципального образования, на территории которого осуществляет деятельность работодатель (www.tularegion.ru/governance/localgovernment/websites). В этом случае работодатель будет приглашен на заседание территориальной межведомственной комиссии (которые действуют в каждом муниципальном образовании) для выяснения причин.

Информацию о выплате работодателем заработной платы ниже уровня, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области, работник также вправе направить в министерство труда и социальной защиты Тульской области (300041, г. Тула, ул. Пушкинская, д. 29, тел. (4872) 24-52-61, E-mail: mintrud@tularegion.ru).

Перечисление денежных средств заработной платы на банковские карты

Показать ответ

В соответствии с частью 3 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.

Таким образом, трудовое законодательство закрепляет два возможных (альтернативных) места выплаты работнику заработной платы, при этом Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает, что какая-либо из сторон трудового договора имеет право в одностороннем порядке его определять. Как указано выше, порядок выплаты заработной платы должен быть зафиксирован либо в коллективном договоре, либо в трудовом договоре.

Следовательно, законодатель в принципе не запрещает выплату первой половины заработной платы через кредитную организацию (на банковскую карту), а второй половины - наличными денежными средствами через кассу организации, если соответствующее условие предусмотрено в коллективном договоре либо в трудовом договоре.

Перечисление заработной платы на зарплатные банковские карты осуществляется бухгалтерией организации в соответствии с персональными заявлениями сотрудников.

В случае, если сотрудник не желает получать зарплату на банковскую карту, он имеет право не подавать соответствующее заявление.

Я воспитываю ребенка-инвалида с тяжелыми нарушениями. Прошу увеличить размер выплат дополнительного регионального пособия семьям, воспитывающим детей-инвалидов с особыми потребностями.

Показать ответ

В регионе с 01.01.2017 семьям, имеющим детей-инвалидов, в которых среднедушевой доход не превышает двукратный размер величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области на душу населения, гарантирована ежемесячная денежная выплата на ребенка-инвалида в следующих размерах: одиноким матерям, воспитывающим ребенка-инвалида (детей-инвалидов), в размере 1200 руб. на каждого ребенка, а родителям-инвалидам, воспитывающим ребенка-инвалида (детей-инвалидов), - в размере 2000 руб. на каждого ребенка.

В 2017 году принято постановление правительства Тульской области от 25.09.2017 № 433 «О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Тульской области от 24.10.2013 № 575», включающее мероприятие по обеспечению детей, нуждающихся в парентеральном питании, по медицинским показаниям лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

Вопрос введение региональной ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному родителю, осуществляющему уход за ребенком, имеющим третью степень ограничений по одной из основных категорий жизнедеятельности (способность к самообслуживанию, способность к передвижению, способность к ориентации, способность к общению, способность к обучению, способность к трудовой деятельности, способность к контролю за своим поведением) будет рассмотрен по мере повышения доходной части бюджета Тульской области.

Я являюсь одинокой матерью. На какие пособия я имею право?

Показать ответ

В соответствии с законодательством Тульской области семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, имеют право на ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в размере 379,22 руб. Размер ежемесячного пособия на детей одиноких матерей увеличивается на сто процентов и составляет 758,43 руб.

Я и двое моих несовершеннолетних детей являемся гражданами Украины, имеем разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. Какие пособия мне положены?

Показать ответ

Меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, установленные законодательством Тульской области, предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Тульской области.

Так как Вы и Ваша семья являетесь гражданами Украины, меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, установленные законодательством Тульской области, Вам не могут быть предоставлены.

Я разведена, получаю алименты на содержание детей пяти и семи лет. На какие пособия я имею право?

Показать ответ

В соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 № 492-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области» семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, предоставляется  ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).

Размер ежемесячного пособия на ребенка в 2018 году составляет 379,22 руб.

Расчет среднедушевого дохода семьи для определения  принадлежности к категории малоимущих осуществляется на основании сведений о составе семьи, доходах каждого её члена за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения и алиментах, получаемых на содержание детей.

Какие льготы по оплате коммунальных услуг положены мне как инвалиду 1 группы?

Показать ответ

Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Я попал в трудную жизненную ситуацию. Могу ли я рассчитывать на помощь от государства?

Показать ответ

В настоящее время согласно нормам федерального законодательства меры социальной поддержки устанавливаются с учетом приоритета адресности и нуждаемости отдельных категорий граждан.

Государственная социальная помощь в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области» оказывается малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, у которых по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Согласно указанному перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для определения принадлежности к категории малоимущих осуществляется на основании сведений о доходах за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения.

При представлении соответствующего пакета документов в отдел социальной защиты населения государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по месту жительства либо в любой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Тульской области вопрос оказания Вам данного вида помощи будет рассмотрен в установленном порядке.

Я не согласен с размером назначенной мне страховой пенсии по старости. Кто может проверить правильность определения размера назначенной пенсии? Как оспорить действия территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации?

Показать ответ

Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» полномочия по выплате пенсий закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР) и его территориальными органами.

Согласно положению о ПФР, утвержденному постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1, ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением.

В соответствии с действующим законодательством решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, нарушающие права гражданина, могут быть оспорены в судебном порядке либо в вышестоящем в порядке подчиненности органе (организации).

Контроль за соблюдением региональными органами Пенсионного фонда Российской Федерации действующего законодательства в области пенсионного обеспечения осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4, контактные телефоны Управления по работе с обращениями граждан Исполнительной дирекции ПФР 8(495 987-89-07; 8 (495) 987-89-14).

Общий надзор за соблюдением норм законодательства осуществляется прокуратурой Тульской области (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 55).

Кроме того, оспорить решение территориального органа ПФР об определении размера пенсии можно в судебном порядке.

Кто имеет право пользоваться услугами «социальное такси»?

Показать ответ

Право на получение специальной транспортной услуги (далее – услуга) имеют следующие отдельные категории граждан (далее – заявитель (законный представитель)):

инвалиды I или II группы, в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие ограничение способности к передвижению и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде кресел-колясок, костылей, тростей, опор;

инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий, имеющие I или II группу инвалидности;

инвалиды по зрению I группы;

дети-инвалиды по зрению;

лица старше 80 лет, имеющие I или II группу инвалидности.

При наличии технической возможности слуга предоставляется в первоочередном порядке для посещения следующих социально значимых объектов, расположенных на территории Тульской области:

учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения;

учреждений здравоохранения (лечебно-профилактические учреждения, поликлиники, диагностические центры);

учреждений медико-социальной экспертизы;

протезно-ортопедических учреждений, магазинов «Оптика»;

образовательных организаций.

Услуга предоставляется не более четырех раз в месяц за исключением случаев прохождения инвалидом процедуры медицинского гемодиализа в учреждениях здравоохранения Тульской области.

Подача транспорта заявителю осуществляется в соответствии с заявкой с 8.00 до 17.00 в рабочие дни, с 9.00 до 13:00 в субботу (за исключением праздничных дней).

Заявка на специальное транспортное обслуживание подается с 9.30 до 17.00 в рабочие дни заявителем (законным представителем) не позднее чем за два рабочих дня до требуемого дня обслуживания в управление по телефону 8 800-222-27-21 либо в письменном виде на электронный адрес управления: tula.szn@tularegion.ru.

Как получить протезно-ортопедические изделия и технические средства реабилитации?

Показать ответ

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

На территории Тульской области обеспечение федеральных льготников техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, а также путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется государственным учреждением – Тульским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.

Адрес: 300041, г. Тула, ул. Колетвинова, д. 6. Телефон приемной: (4872) 31-17-77.

e-mail: info@ro71.fss.ru

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счет бюджета Тульской области осуществляется государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области».

Адрес: 300001, г. Тула, ул. Плеханова, д. 48б. Телефон приемной: (4872) 42-18-08


^ Наверх